Сплав по реке Юрюзань

  • Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
  • Протяженность маршрута от Усть-Катава до Малояза – 68 км.

О маршруте сплава по реке Юрюзань

Очередной маршрут выходного дня пройдет по реке, овеянной множеством преданий и легенд. С ней тесно связана история горных заводов и Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Вдобавок ко всему на берегах этой реки родился и вырос народный герой башкирского народа Салават Юлаев, воспевший ее величие в своих стихах. Конечно же, это красавица-Юрюзань. Наиболее благоприятный участок для сплава начинается недалеко от города Усть-Катав Челябинской области, а заканчивается в селе Малояз Республики Башкортостан. В неспешном темпе его можно пройти за 3 дня. Там нет серьезных препятствий, поэтому маршрут идеально подходит для семейного отдыха, а очарование Юрюзани сравнимо с Аем, Зилимом и даже Белой. Сплавсредства могут быть абсолютно любыми, вплоть до простейшей резиновой лодки. Предпочтительное время – с мая по сентябрь. Интересным дополнением к поездке может стать экскурсия по Усть-Катаву, одному из старинных уральских городов.

Интересной особенностью Юрюзани являются находки в ее долине образцов древней наскальной живописи – так называемых писаниц. Это первобытные рисунки, сделанные, как правило, охрой или углем на скалах под открытым небом либо в небольших гротах и пещерах. Основными темами писаниц были изображения людей и животных, а также геометрические фигуры и знаки. Возраст рисунков может составлять несколько тысяч лет. На Юрюзани известны Усть-Катавская, Верхнелукская, Сабакайская, Навесного гребня, Идрисовские и Бурановские писаницы.

Начало сплава по реке Юрюзань в Усть-Катаве

Река Юрюзань берет начало в самом сердце гор Южного Урала, между горой Угловой Машак и хребтом Кумардак, на территории Южно-Уральского заповедника. Начинаясь с нескольких ручейков, вытекающих из верховых болот, река достаточно быстро набирает силу и, преодолев красивый, но коварный порог Шумы, постепенно превращается в типичную для Южного Урала горную реку. Минуя на своем пути хребты Бакты, Зигальга, Нургуш и Большая Сука, Юрюзань достигает одноименного городка, как бы рассекая его на две половины. Затем, протиснувшись между хребтами Юкали и Каменные горы и обогнув станцию Вязовая, достигает раскинувшегося по обе стороны Усть-Катава, откуда мы и начнем маршрут.

Добраться до Усть-Катава проще простого. По трассе М-5 в сторону Челябинска проезжаем Ашу, Сим, Кропачево и на первом же повороте с указателем этого города, возле металлической стелы, поворачиваем налево. Главная дорога приведет на берег пруда на реке Катав, на картах обозначенного как Усть-Катавское водохранилище. Город довольно интересный, исторически связан с развитием металлургии на Южном Урале, и, если позволяет время, можно совершить прогулку по его центральной части, где сохранилось множество построек начала прошлого и конца позапрошлого века. Сегодня продукцию местной тяжелой промышленности можно встретить в каждом крупном городе России. Это усть-катавский трамвай.

Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова – старейшее предприятие России, основанное в 1758 году как железоделательный завод. Построен он известными купцами Иваном и Яковом Твердышевыми и Иваном Мясниковым. Здесь перековывали в железо чугун Катав-Ивановского и Юрюзанского заводов. Созданию предприятия предшествовало строительство лесопильной мельницы и судовой пристани, с которых и ведет отсчет история Усть-Катава. В 1774 году, во времена Пугачевского восстания, завод и поселок были разорены и сожжены повстанческим отрядом Юлая Азналина – отца Салавата Юлаева. В 1775–1777 годах проводились восстановительные работы. После смерти основателей завода предприятие в 1783 году перешло во владение дочери Ивана Мясникова Екатерины Козицкой, а в 1810 году – ее дочери Анны, в замужестве представительницы влиятельного рода Белосельских- Белозерских. Потомки этой знатной княжеской фамилии управляли предприятием вплоть до 1899 года, когда завод взяло в аренду Бельгийское Южно-Уральское анонимное металлургическое общество, которое запланировало перепрофилировать завод из металлургического в вагоностроительный.

Кардинальные перемены с градообразующим предприятием начали происходить в 1890 году, когда через Усть-Катав протянулась стальная магистраль Самаро-Златоустовской железной дороги. Сначала завод стал производить продукцию для строительства железнодорожного полотна – костыли и скрепления, а затем – железнодорожные вагоны. Первый трамвай вышел из цехов предприятия в 1901 году. После революции 1917 года завод был национализирован Советской властью, а в годы Гражданской войны разорен и разрушен. В 1920-х годах восстановленное предприятие начало выпускать первую продукцию, а с середины 30-х перешло к выпуску трамвайных вагонов. С тех пор завод стал поставщиком трамваев на рынок Советского Союза, впоследствии – России и стран СНГ.

Мы же двигаемся дальше. Дорога вдоль берега пруда по дамбе переходит на противоположную сторону реки Катав и приводит к еще одной местной достопримечательности – Французскому мосту. Мост, правда, к Франции ровным счетом никакого отношения не имеет. А называется он так потому, что связал расположенный на левом берегу Юрюзани завод с правобережным поселком Колония, где жили бельгийские специалисты, разговаривающие на французском языке. Мост был построен в 1914 году. Стальная ферма, прежде чем соединить берега Юрюзани, проделала внушительный путь: в Усть-Катав металлоконструкцию доставили из-под Самары, где она служила пролетом моста через реку Кинель, а еще раньше сооружение возвышалось на Ташкентской железной дороге. До 1917 года проход по мосту для простых жителей Усть-Катава был запрещен и пользовались им только иностранцы.

Мосты Усть-Катава – это целая история. Так, чуть выше по течению находится красивый подвесной Брянский мост, построенный в годы Великой Отечественной войны. Название его трактуется двояко: одни утверждают, что мост был спроектирован на брянском машиностроительном заводе, эвакуированном в Усть-Катав в начале войны, другие говорят, что строили его рабочие из Брянска. Истина, наверное, находится где-то посередине

Начинаем сплав по реке Юрюзань

Можно начать сплав прямо в черте города, но обычно для этого выбирают место ниже по течению, возле железнодорожного моста, в 4 километрах к северо-западу от Французского моста, напротив устья реки Большой Бердяш. Проехать туда можно по дороге к детскому лагерю, обозначенной на всех картах. Координаты места начала сплава – 54°57’49.49’’ С, 58°07’29.14’’ В.

Юрюзань, так же как и Белая, поражает обилием удивительных скал и пещер по берегам. Описывать каждую не имеет смысла, поэтому обозначу лишь ключевые участки маршрута, а чтобы было проще ориентироваться на реке, можно воспользоваться приведенной ниже лоцией.

Гребни

Скалы в долинах местных рек принято называть гребнями, чего не встретишь на остальной территории Башкирии. Название первого гребня, что возле железнодорожного моста на другом берегу, – Смирный, а сам мост именуется Смирновским. После следует правобережный Отводской гребень. Ниже него река делает две большие излучины, на одной из которых по левому берегу возвышается Яхьильский гребень, затем будет остров Спорный. На этом участке по реке проходит граница между регионами. Таким образом, встав на ночевку на левом берегу, вы окажетесь на территории Республики Башкортостан, а на правом – в Челябинской области.

Хваточный гребень

Сразу же после впадения в Юрюзань по правому берегу речки Минка начинается красивый Хваточный гребень, или попросту Хватка, в котором находятся Кочкарские пещеры. Вход в одну из них хорошо виден с воды.

Лимоновский гребень

Ниже, после небольшого острова, возвышается целый ряд живописных скал: на левом берегу – Малый Лимоновский гребень, унаследовавший название от существовавшей здесь ранее деревни Лимоновка, затем, на противоположной стороне, – Навесной гребень и после него, снова слева, – Большой Лимоновский гребень, или, как его еще называют, Старичный.

Жеребчиков утес

После Лимоновки на левом берегу высится скальный выход под названием Жеребчиков утес, за которым река, огибая урочище Жеребчик, вновь закладывает большую петлю, названную Жеребчиковой Лукой, украшенную протяженным скальным гребнем с тем же названием. В конце излучины по левому берегу из-под земли бьет родник с чистой и вкусной ледяной водой.

Вид из Идрисовской пещеры

При впадении в Юрюзань небольшой речки Клюкля слева подходит дорога из деревни Идрисово, которая расположена в паре километров от реки. На небольшой оборудованной площадке есть парковка, магазин, подобие летнего кафе и баня. А в отвесных скалах, к которым идет натоптанная тропа, виден вход в пещеру с множеством наименований: называют ее и Салаватской (при этом часто путая с одноименной пещерой в Ишимбайском районе и пещерой Убежище Салавата), и Идрисовской (по названию близлежащей деревни), и Краснопольской (от названия исчезнувшей деревни Краснополье). Известны также названия Дворец, или Дворцовая, и Киссяташ.
Пещера Идрисовская – исторический, археологический и природный памятник. Ее первое описание сделал руководитель экспе- диции Санкт-Петербургской академии наук естествоиспытатель, географ и путешественник Петр Симон Паллас в 1770 году. В пещере им были обнаружены следы пребывания человека. По преданиям, осенью 1774 года в пещере скрывался Салават Юлаев. В 1951 году Марией Бадер в пещере были обнаружены кости ископаемых животных и осколки кремня палеолитического облика, а также рисунки, сделанные охрой, включая антропоморфные, то есть изображающие человека. Общая протяженность пещеры – 93 метра, амплитуда – 10 метров, площадь пола – 213 квадратных метров, объем – 482 кубических метра.

Тут был Салават Юлаев

После пересечения линией электропередачи река образует большую излучину, в начале которой когда-то находился хутор Лысов, сейчас от него осталось только название. Через 3 километра, на правом берегу, появляется красивая скала, которая называется Монахов, или иначе Монашкин, гребень. Высота скалы 70 метров, формой напоминает огромный крейсер. После нее Юрюзань, постоянно меняя направление, снова делает одну за другой две большие петли. Между этими петлями, почти в километре от деревни Верхняя Лука, на правом берегу, находится очередная скальная гряда – Салаватский гребень, в котором расположена еще одна Салаватская пещера. Надо сказать, что в округе буквально все связано с именем народного героя. Чуть ниже пещеры есть утес, обрывающийся к реке, который называют Салаваткин яр. По легенде, над ним был оборонительный лагерь, в котором скрывались повстанцы, а когда царские войска все же разбили войско мятежников, Салават был единственным, кто смог уйти от преследователей по узкому скальному карнизу. С тех пор место лагеря называют Салаваткин двор, а карниз – Салаваткиной тропой.

Деревня Верхняя Лука и Малояз, завершение сплава по реке Юрюзань

После деревни Верхняя Лука река делает еще один поворот направо и вплотную прижимается к автомобильной дороге у деревни Новые Каратавлы. Многие завершают маршрут именно здесь, потому что есть удобный подъезд для автотранспорта. Но можно пройти еще около часа и финишировать прямо в райцентре, селе Малояз, до которого будет еще несколько живописных мест. Через 2 километра от автомобильного моста находится пещера Убежище Салавата, где, по преданиям, скрывался предводитель восставших. Найти ее несложно: нужно подняться на трассу, пройти вправо 2,3 километра и свернуть снова направо. Вход в пещеру представляет собой вертикальный колодец, обнесенный синим деревянным забором, который видно с дороги. Но без снаряжения и соответствующих навыков спуск в него может быть опасен. После моста, по правому берегу, будет деревня Калмакларово, а сразу за ней, на другом берегу, – село Малояз. В центре Малояза можно посетить музей Салавата Юлаева, чтобы поставить жирную точку в путешествии по родным местам национального героя башкирского народа.
Отзывы
Forester

Как сказал мой знакомый «Идешь в поход и выставляешь время окончание, а тут хочется, чтобы это никогда не кончалось…» Река обалденная – скалы, а в них гроты, в которые можно попасть прямо с реки. После вечернего купания полное умиротворение - песни под гитару, шашлычок, домашняя настойка. Я вам так скажу, Юрюзань по красоте и насыщенности ничуть не уступает реке Ай (я там тоже был), хотя, конечно, стоит увидеть обе эти реки, протекающие очень близко друг к другу. Они просто разрезают горы крутыми пейзажами… Можно отправляться на сплав с детьми, река спокойная. Даже после обильных дождей течение около 3-5 км/ч. Если грести, то получается 7 км/ч. Максимальная выжимали 11 км/ч.