Сплав по реке Инзер

  • Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
  • Протяженность маршрута до остановочного пункта 44-й километр (км):
  • от Инзера – 94 км.
  • от Тюльмы – 80 км.
  • от Ассов – 70 км.
  • от Зуяково – 50 км.
  • от Габдюково – 40 км.

Описание сплава по реке Инзер

В Башкирии сложно найти любителя активного отдыха, который бы хоть раз не побывал на Инзере. Это самая посещаемая горная река нашего региона. Тысячи туристов ежегодно приезжают отдохнуть на его берега, и всем здесь хватает места. Добраться до этой реки можно на автомобиле или по железной дороге, но самое приятное, пожалуй, это сплавиться по ней. Тем более что никаких сложных препятствий на Инзере нет, воды бывает достаточно на всем протяжении теплого сезона, а для сплава подойдет даже самая простая резиновая лодка. Можно смело взять в компанию людей совсем без опыта, в том числе детей, даже самого младшего возраста.
Река Инзер | Terra Bashkiria
Водный поход по Инзеру, может, и уступит вышеописанным по количеству природных красот, но совсем незначительно. Зато у него есть несколько неоспоримых плюсов. Во-первых, почти в любую точку среднего течения Инзера можно добраться на электричке, что существенно облегчает и удешевляет заброску и выброску. Во-вторых, можно максимально гибко планировать сроки, продолжительность и темп движения на любом участке маршрута. В-третьих, на всем его протяжении постоянно встречаются населенные пункты, а значит, можно идти налегке, периодически пополняя запасы продуктов. Ну и, наконец, в силу высокой посещаемости реки туристскими группами вы никогда не будете страдать от одиночества и всегда сможете найти себе компанию для приятного проведения вечернего досуга, а может, и новых друзей.
Река Инзер | Terra Bashkiria
В 2 километрах выше места слияния Большого и Малого Инзера, на берегу последнего, находится железнодорожная станция Инзер, и можно начать маршрут прямо от нее. Электричка из Уфы доставит вас сюда меньше чем за 4 часа и символическую сумму денег. Поскольку железнодорожные пути проложены в непосредственной близости от берегов Инзера, ниже следует еще несколько остановочных пунктов, где легко можно начать или закончить сплав. Расстояние от перрона до реки при этом будет несколько сотен метров, и преодолеть его даже с тяжелым грузом и детьми не составит труда. Перечислю остановочные пункты по порядку, сверху вниз по течению:
  • 115-й километр (Манышта) – станция справа, 400 метров от железнодорожного моста;
  • Тюльма – станция справа, 200 метров от реки;
  • 102-й километр (Ассы) – станция справа, 300 метров от реки;
  • 95-й километр (Бриштамак) – станция справа, 10 метров от реки;
  • Зуяково – станция справа, 20 метров от реки;
  • 73-й километр (Габдюково) – станция слева, 100 метров от железнодорожного моста;
  • 71-й километр – станция слева, 400 метров от реки;
  • 60-й километр (Карагай) – станция слева, за деревней, 600 метров от реки;
  • 53-й километр (Азово) – станция справа, после деревни, 400 метров от реки;
  • 44-й километр (Узунларово) – станция справа, 300 метров от железнодорожного моста.
Река Инзер | Terra Bashkiria
Инзер, являясь рекой бассейна Белой, впадает в ее правый приток реку Сим в 6 километрах от ее устья. Собственно Инзером реку называют начиная с места слияния в одноименном селе Белорецкого района Башкортостана двух рек – Большого и Малого Инзера. Длина Инзера – 307 километров (от истока Большого Инзера, который берет начало в болотах у юго-восточного подножия хребта Кумардак), площадь водосбора – 5 380 квадратных километров. Большую часть река течет по территории с горным рельефом. Для ее русла характерно чередование перекатов и плесов, большое количество островов, заболоченных участков и стариц.

Ниже моста возле остановки 44-й километр сплавляться тоже можно, но этот участок не столь интересен и до железнодорожных станций добраться пешком будет уже проблематично. Участок от Инзера до Манышты находится в достаточно населенной зоне, поэтому лучше начать маршрут с остановочного пункта 115-й километр. Для этого после выхода из поезда нужно пройти вперед по ходу движения еще 400 метров до железнодорожного моста. Даже при неспешном ритме весь маршрут легко уложится в неделю, со всеми дневками, банями, рыбалкой и, конечно же, фотосъемкой.

После того как Инзер минует по левому берегу хребет Кесек, справа он примет крупный приток – реку Тюльмень, после чего станет значительно полноводнее. Затем следует деревня Александровка с железнодорожной станцией Тюльма, бывший хутор Корпуста, расположенный на высоком пригорке, который Инзер огибает с трех сторон, в результате чего образовался живописный полуостров. Здесь же начинается глубокий Корпустинский плес, слегка приостанавливающий бег речных вод. Местных жителей в Корпусте уже не осталось, а все дома этого поселения принадлежат приезжим дачникам.

Стоянка, купание и рыбалка

Через пару километров от Корпусты реку пересекает железно- дорожный мост, за которым следует довольно большой остров. Сразу за островом Инзер как бы расходится на два рукава, образуя слева вытянутый залив. Это место называется Тамак, то есть устье. Оно очень популярно среди туристов благодаря отличным стоянкам и удобным местам для купания и рыбалки. К тому же здесь удивительно красиво и, если остановиться на ночевку и не проспать рассвет, вознаграждение в виде прекрасных фотографий вам обеспечено.

Санаторий "Ассы"

Через пару километров от Корпусты реку пересекает железно- дорожный мост, за которым следует довольно большой остров. Сразу за островом Инзер как бы расходится на два рукава, образуя слева вытянутый залив. Это место называется Тамак, то есть устье. Оно очень популярно среди туристов благодаря отличным стоянкам и удобным местам для купания и рыбалки. К тому же здесь удивительно красиво и, если остановиться на ночевку и не проспать рассвет, вознаграждение в виде прекрасных фотографий вам обеспечено.

Розовые скалы на реке Инзер

Через 3 километра от села, справа, вырисовываются фантастической красоты скальные бастионы. Туристы называют их «Розовыми скалами», а местные жители – «Кызылташ» (красный камень), и название это вполне оправдано. При ярком дневном свете и особенно в часы рассвета скалы действительно выглядят розовато-красными. Породы, слагающие скальные выходы, – это мраморизированные строматолитовые известняки, получившие по названию уральской реки имя лемезит. Сегодня этот камень применяется как прекрасный облицовочный материал в строительстве, благоустройстве и ландшафтном дизайне. Когда в Уфе еще не расстались с мечтой о постройке метро, именно лемезит был рекомендован для облицовки стен подземных станций. Карьер по добыче камня находится с противоположной стороны горы.
Розовые скалы | река Инзер | Terra Bashkiria
Строматолитовый известняк (лемезит) – поделочный и облицовочный камень, был открыт юными геологами в начале 1970-х годов. Основные горообразующие породы западного склона Южного Урала состоят из осадочных пород и продуктов жизнедеятельности морских обитателей. Строматолитовые известняки сложены из столбчатых водорослей – строматолитов диаметром 1–6 сантиметров. Пространство между водорослями заполнено карбонатно-глинистым цементом. Естественный процесс образования строматолитовых известняков на дне теплого Рифейского моря длился десятки и сотни миллионов лет.
Розовые скалы | река Инзер | Terra Bashkiria

Сковородка

Сразу после скал начинается глубокий участок, вдоль которого по правому берегу вытянулся большой галечный пляж с удобными стоянками. Это место у туристов называется «Сковородка», и, хотя такой забавный топоним появился относительно недавно, от силы лет 15 назад, никто не может доподлинно истолковать это название.

Село Зуяково

Русло реки, плавно извиваясь, поочередно огибает подступающие то слева, то справа горные кряжи. За висячим мостом, соединившим инзерские берега у башкирского села Бриштамак, с правой стороны, возвышается хребет Аютузаклаган. Такое мудреное название можно перевести как «медведь, испачкавшийся солью». А еще через несколько километров, уже слева, речные воды подтачивают древние отроги хребта Зильмердак. У его подножия раскинулось большое село Зуяково, которое легко узнать по массивной железной конструкции пешеходного моста. За километр от первых домов, слева, в Инзер впадает речка Селигурга, образующая чуть выше устья небольшой, но очень живописный водопадик.
Село Зуяково | река Инзер | Terra Bashkiria

Село Габдюково

Сразу за Зуяково, после автомобильного моста, русло отклоняется вправо, обходя поросший смешанным лесом массив хребта Карагайяр. За следующим хребтом – Акбулякъарка показываются дома села Габдюково, которое за пылкий нрав местных жителей давно снискало славу локальной «горячей точки». С чем это связано, сказать сложно, может быть, с длительной изолированностью от городской цивилизации, ведь автомобильную дорогу сюда провели всего 10 лет назад. Зато здесь есть магазин и остановка электрички.

Французская поляна

В 3 километрах от села река Инзер закладывает 7-километровую петлю, чтобы обойти гору Урускуль, а железная дорога ныряет в тоннель, проходя этот путь напрямую. Далее следует несколько больших островов: Туганаш, Аширтамак, Исанказ, после которых с правого берега уходит тропа на водопад Атыш, затем – практически сросшиеся с берегом мелкие острова, отделенные протоками, которые местные жители называют Хаваляй. В 5 километрах от последнего острова, справа, открывается большое пространство, на картах обозначенное «урочище Лемезинское», более известное как «Французская поляна». Таким названием оно обязано чугуноплавильному заводу, построенному здесь в конце XIX века франко-русским Урало-Волжским металлургическим обществом. Бытуют легенды, что управляющим завода был француз, со всеми свойственными этому народу особенностями, мол, содержал он на заводе оркестр и устраивал балы, бегал к девкам в соседнюю деревню, что якобы и погубило производство. На самом деле звали этого человека Аксель Эмиль Гассельблат, был он примерным семьянином, шведом по национальности, но финского подданства, а завод был закрыт в 1904 году по причинам экономического кризиса, вполне нам сейчас понятным.
Французская поляна | Terra Bashkiria

Вокзал

После «Французской поляны» Инзер поворачивает на юг и через 7 километров вплотную подходит к деревеньке Карагай, основная масса домов в которой принадлежит уфимским дачникам. Здесь нет нормальной автомобильной дороги, но есть железнодорожный остановочный пункт – 61-й километр.

Вид со скалы Эхо

Многие заканчивают маршрут именно в этом месте, однако, если позволяет время, можно пройти немного дальше, потому что впереди расположен еще один интересный объект. Ниже деревни, за мостом, по левому берегу, находится красивая скала с романтичным названием Эхо, а прямо под ней на острове – отличное место для стоянки. Это последний крупный скальный выход на Инзере. Дальше горы немного расступаются, а потом и вовсе сходят на нет. Завершить сплав удобно в районе деревни Азово или села Узунларово, где путь от реки до железнодорожной остановки займет не более 10 минут.
Вид со скалы Эхо | Terra Bashkiria