Сплав по реке Ай

О маршруте сплава по реке Ай

  • Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
  • Протяженность маршрута до Лаклов (км):
  • от Кусы – 148 км.
  • от Межевого – 50 км.

Эта река, сплавляться по которой можно даже в самую засушливую пору, словно специально названа коротким междометием. В переводе с башкирского, правда, это слово означает «луна», но каждый раз, приезжая на берег Ая, так и хочется воскликнуть: «Ай, какая замечательная речка!» Продолжительность сплава здесь не столь велика, как на Белой, но красоты местных ландшафтов вполне сопоставимы. Выбор сплавсредств и сезона остается за вами и полностью аналогичен предыдущему маршруту. Наиболее интересны и пригодны для сплава участки в среднем и нижнем течении. Они же являются самыми «фотогеничными», поэтому туда мы и направимся.


Как и где сплавляться по реке Ай?

Для сплава обычно используют участок в среднем течении между городом Куса и селом Лаклы, а также в нижнем течении от села Метели до устья и далее по реке Уфе. Последний вариант отличается отсутствием населенных пунктов и хорошей рыбалкой. Берега реки на этом отрезке, хоть по-своему и красивы, слишком однообразны и серьезного интереса для фотографа не представляют, поэтому рассмотрим подробнее первый маршрут.


Исток Ая расположен недалеко от истока Белой, на северо-восточных склонах хребта Аваляк, где находится верховое Клюквенное болото, из которого и вытекает река. Принимая многочисленные притоки, она пробирается вдоль хребта Уреньга к городам Миасс и Златоуст. После Златоуста, преодолев плотину заводского пруда, Ай, окончательно набравшись сил, течет дальше уже широкой, полноводной рекой. Общая длина реки – 549 километров, примерно половина из которых проходит по территории Челябинской области, а вторая половина – по Республике Башкортостан.


Точки начала сплава на реке Ай

В качестве старта наиболее популярны две точки: от города Куса и от поселка Межевой, финишем в обоих случаях служат Лаклы. Второй вариант маршрута короче примерно втрое и очень удобен в качестве похода выходного дня. Для прохождения всего участка Куса – Лаклы, особенно если вы будете много фотографировать, потребуется не менее недели времени. А поснимать там действительно есть что.


Начнем с Кусы

Итак, начнем с Кусы. Добраться из Уфы до нее можно по федеральной трассе М-5, по направлению на Челябинск. После поворота на Сатку, немного не доезжая Златоуста, повернем налево, по указателю на Кусу. Далее проедем через населенные пункты Куваши и Медведевка, после чего дорога, перевалив через небольшой хребет, приведет нас прямо в центр города. 


Своим происхождением Куса обязана чугуноплавильному и железоделательному заводу, основанному в 1778 году Максимом Лугининым, сыном известного тульского купца и промышленника Лариона Лугинина, выкупившего земельный участок под названием «Кусинское место» у другого именитого заводчика Ивана Мосолова. Первоначально продукцией завода были скобяные изделия, гвозди, топоры, прочие сопутствующие товары, позже на предприятии был освоен выпуск художественного чугунного литья, которое, не став столь же знаменитым, как каслинское, отнюдь не уступало ему в качестве. В наше время предприятие называется «Кусинский литейно-машиностроительный завод», производит энергетическое и вспомогательное оборудование. Несмотря на богатую историю, современный город Куса ничем особо не выделяется – типичный небольшой уральский промышленный городок, но, если позволяет время, можно совершить небольшую экскурсию в район пруда и центральной площади. Зато окрестности Кусы весьма живописны, во многом благодаря реке, о которой и пойдет речь.


река Ай

Начинают сплав обычно от северо-западной окраины Кусы, в районе железнодорожной станции с одноименным названием. Дорогу в станционный поселок подскажет любой местный житель. На данном участке летом река еще не очень полноводна и в засушливые периоды иногда приходится таскать лодки на мелких перекатах. Первые километры пути не так интересны, но это лишь в начале, пока Ай прощается с рабочими окраинами Кусы и садовыми участками по правому берегу. После села Петропавловка, у самого устья речки Большая Арша, картинка становится значительно позитивнее. Чуть ниже села, на правом берегу, находится скала с эпичным названием Чертов палец, но на тех, кто видел скалу с тем же названием на Белой, она вряд ли произведет впечатление.

За деревушкой Глухой Остров Ай, постоянно меняя направление, делает две крупные излучины, за которыми принимает еще один правый приток – небольшую речку Бейда. Ниже устья Бейды начинается невысокая, но протяженная гряда, именуемая Черными скалами. Далее Ай протекает по границе двух регионов, точнее, граница проведена по левому берегу реки. Желаете встать на ночлег в Башкирии – добро пожаловать на правый берег, хотите в Челябинскую область – причаливайте слева. 


Урочище Пороги

После башкирской деревни Кулбаково, справа, в Ай впадает речка Аллаелга, а еще через пару километров, напротив деревни Асылгужино, вливается крупный приток – река Большая Сатка, вытекающая из высокогорного озера Зюраткуль. Если пройтись на 6 километров вверх по Большой Сатке, можно оказаться в интереснейшем месте – урочище Пороги. Собственно порогов здесь нет уже более 100 лет, зато на их месте появился исторический комплекс, состоящий из плотины старейшей в России действующей гидроэлектростанции и зданий плавильного цеха и химлаборатории завода ферросплавов.


река Ай

Первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов был основан Уральским электрометаллургическим обществом графини Е. А. Мордвиновой, графа А. А. Мордвинова, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе. Плотина построена по проекту архитектора инженера-проектировщика профессора Б. А. Бахметьева. Выложена она из дикого камня. Ее ширина – 12,5 метра по подошве, 4,5 метра по гребню, общая длина – 125 метров, высота – 21 метр. Строительство завода было начато в 1908 году, запустили его в эксплуатацию 1 июля 1910 года. Предприятие выпускало такие ферросплавы, как ферросилиций, феррохром, ферровольфрам и ферромарганец.


река Ай

В конце XIX века в России на фоне экономического подъема ощущался дефицит ферросплавов, необходимых для производства высококачественной стали. Своего производства этих металлов в стране не было, и их приходилось покупать за границей. Выбор места для строительства завода пал на Пороги неспроста. Здесь выгодно сочетались гидроэнергетические и сырьевые ресурсы. Наличие в непосредственной близости лесных массивов, пригодных для выжига древесного угля, горной реки – для выработки электроэнергии, залежей кварцитов и хромистых железняков, служащих сырьем для производства ферросплавов, делало этот участок Большой Сатки идеальным местом для размещения металлургического производства.

Завод был оснащен самыми современными на тот момент механизмами, созданными в Германии, Англии, Франции, Австрии, а позже – российского и советского производства. Удивительно, но гидроэнергетическое оборудование, в том числе турбины, установленное в начале XX века, работает и по сей день. Первое электричество, полученное на электростанции, применялось не только на выплавке металла, но и для освещения домов и улиц в поселке Пороги – невиданная по тем временам роскошь, какой могли похвастаться только крупные города.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и вошло в состав Южно-Уральского горно-заводского треста, затем – в объединение «Востоксталь», а в 1928 году передано Саткинскому металлургическому заводу. Выпуск ферросплавов продолжался до 60-х годов прошлого столетия, после чего завод был перепрофилирован на выпуск других видов продукции, а потом и вовсе закрыт. Сейчас это очень популярное и часто посещаемое туристами место, куда можно добраться на автомобиле от города Сатки. Недалеко от комплекса, на берегу пруда, есть современный комфортабельный отель, где можно переночевать со всеми удобствами.


На реке Ай становится ощутимо полноводнее

После слияния с Большой Саткой река Ай становится ощутимо полноводнее, что особенно заметно на весенних сплавах. После нежилых населенных пунктов, отмеченных на картах и в лоциях как Верхний и Нижний Лопас, река делает большую излучину, разворачивая русло на 180 градусов. В месте этого разворота, по левому берегу, находится дорога в Воскресенский мужской монастырь, основанный еще старообрядцами. Расположен он на расстоянии одного километра от берега Ая, в небольшом поселке Иструть на берегу одноименной речки.


Ниже по течению, после пары поворотов реки, по правому берегу, начинается деревня Верхний Айск, а сразу за нею, на противоположном берегу, – деревня Старая Пристань, ниже которой есть место, в народе называемое Белый брод. Такое название осталось со времен Гражданской войны, когда отступающие к Сатке белогвардейские отряды Колчака переправлялись здесь на другой берег. Речная долина на этом участке сильно сужается, и зажатый Ай на протяжении нескольких километров пробирается сквозь невысокие, но живописные горы, поросшие густым, преимущественно сосновым, лесом.


Проплываем поселок Межевой

Возле деревни Ваняшкино горы немного расступаются, и за поворотом появляется поселок Межевой, от которого многие и сплавляются по Аю, ведь именно здесь начинаются самые замечательные места.


подземная река

За автомобильным мостом, соединяющим Межевой с прилегающим к нему районом Новая Пристань, Ай образует излучину, за поворотом которой, по левому берегу, из искусственной пещеры вытекает на поверхность подземная река. Сделано это было для того, чтобы отвести подземные воды из расположенной неподалеку шахты. Место очень красивое, благоустроенное и достойно того, чтобы совершить небольшую остановку.


подземная река

Притесы

То здесь, то там, над рекой, возвышаются живописные скальные выходы, которые здесь принято называть притесами. Поражают воображение Цепиловские притесы на правом берегу, распознать которые можно по большому арочному входу карстового грота, левобережные Парамоновские притесы, возле устья подземной реки, а также Малые притесы, расположенные чуть ниже по течению.

То здесь, то там, над рекой, возвышаются живописные скальные выходы, которые здесь принято называть притесами. Поражают воображение Цепиловские притесы на правом берегу, распознать которые можно по большому арочному входу карстового грота, левобережные Парамоновские притесы, возле устья подземной реки, а также Малые притесы, расположенные чуть ниже по течению.

Едва распрощавшись с населенными пунктами, река начинает щедро одаривать путешественников подарками в виде причудливых скал, гротов и пещер. Чего только стоит 2-километровая громада Больших притесов, возвышающихся над водой, по левому берегу, почти на 100 метров. Местное население называет эти скалы Сыбар Кая, то есть «пестрая скала». Прямо посреди отвесной стены, в центральной части, с воды отлично виден вход в грот Юношеский, однако попасть туда можно только при наличии специального снаряжения и подготовки.


Деревня Кульметово и Разбойник

катамаран на река Ай

Первым населенным пунктом после Межевого будет деревня Кульметово, ниже которой, справа, находится небольшая скала, известная как Камень Разбойник. Недобрую славу она заслужила, по одной версии, во времена сплава барок с грузом металлургических заводов, когда тяжелогруженые барки часто разбивались о выступающий в русло реки скальный массив, внезапно появлявшийся из-за поворота. С целью обезопасить прохождение судов здесь даже строили специальное сооружение – режь, подобие небольшой плотины, из лиственничных бревен, которая выполняла функцию своеобразного отбойника, но сегодня от нее не осталось и следа. Другая версия происхождения названия скалы связана с легендой о бочонке с золотом, сброшенном с камня местными разбойниками, в старину в изобилии водившимися в округе. Золото с тех пор так никто и не нашел, а вот в 1970 году местный экскаваторщик, копая у скалы песок, извлек со дна реки два ящика, в которых было 70 сабельных клинков, о чем свидетельствует заметка в челябинской прессе. 


река Ай

За Разбойником река Ай делает большую петлю, в конце которой, по левому берегу, расположена деревня Алексеевка, а немного ниже по течению впадает крупный приток Улуир. Берега Улуира в нижнем течении очень живописны, изобилуют скальными выходами, в которых находятся многочисленные гроты и пещеры.


Сикиязтамакские скалы

Дальнейший участок долины Ая вновь сужается, в результате чего течение становится более быстрым, а пейзажи – колоритнее. За деревней Сикиязтамак, по правому берегу, начинается длинная скальная гряда, где расположен уникальный Сикиязтамакский пещерный комплекс.


река Ай

Сикиязтамакский пещерный комплекс, или пещерный град, был открыт в 1995 году челябинским археологом Владимиром Юриным, хотя многие пещеры, составляющие комплекс, были известны и ранее. Всего на участке длиной около километра выявлено более 40 пещер и гротов. В некоторых из них обнаружены следы пребывания людей различных эпох: верхнего палеолита, мезолита, неолита, энеолита, бронзы, железного века и средневековья. Среди археологических находок – кости древних животных, изделия из керамики, камня, кости, бронзы, меди, железа и серебра, а также человеческие погребения. В одной из пещер было найдено древнее святилище с черепами пещерных медведей.


Поперечный гребень

После скал Сикиязтамака река Ай резко поворачивает направо, предоставляя путешественникам возможность полюбоваться грандиозной стеной Поперечного гребня. Эта величественная скала, длиной около километра и высотой порядка 100 метров, среди местных жителей называется не очень романтично – Кэзэташ, что в переводе означает «козлиный камень».


Поперечный гребень

Фонтан

После Поперечного гребня река Ай разворачивается на 180 градусов и, прежде чем вырваться из гор на равнину, преподносит на десерт еще несколько приятных сюрпризов. В первую очередь это самый настоящий фонтан, образовавшийся в результате вскрытия бурением межпластовых вод. Появился он здесь в конце 60-х годов прошлого века совершенно случайно, в процессе поиска геологами полезных ископаемых. С тех пор мощная струя бьет из-под земли вверх на несколько метров, ежедневно привлекая сотни туристов. 


Фонтан на реке Ай

Ворота

Второй сюрприз – это скала Ласынташ, или Соколиный камень, по левому берегу, в которой находится привлекающий особое внимание природный объект – каменные ворота. Своим происхождением они обязаны карстовым проявлениям и так называемому бортовому отпору – процессу, в результате которого под действием силы тяжести обрушаются крутые борта речной долины и обнажаются образовавшиеся внутри массива карстовые полости. Этим и объясняется другое название скалы – Капкаташ, что и значит «каменные ворота». Да и сама река, выбираясь на равнинный простор, пробивается сквозь скалистые берега, словно проходит через створ огромных ворот. 


ворота на река Ай

Окончание маршрута сплава по реке Ай

Сплав по реке Ай заканчивается возле автомобильного моста, от которого по асфальтированной дороге вполне приличного качества можно примерно за час добраться до федеральной трассы М-5.