Путешествие на Луну - туристический маршрут

О маршруте

  • Республика Башкортостан | Terra Bashkiria
  • Оренбургская область
  • Уфа – Стерлибашево – Никольская церковь – Зобово – Сарманай – Дубровка – Софиевка – Река Дема – Луна – Сарманай – Уфа
  • 580 км. - общая протяженность
  • 445 км. - дороги асфальтированные
  • 117 км. - дороги гравийные
  • 18 км. - дороги проселочные

Маршрут, так же как и предыдущий, будет проходить по юго-западу Башкирии. Они могут быть объединены в один, но в этом случае потребуется вдвое больше времени. Кроме того, мы заглянем в гости к нашим южным соседям – в Оренбургскую область, увидим много интересного, порой необычайного, и даже посетим Луну. С уверенностью скажу: равнодушным путешествие не оставит никого.


Выезжаем из Уфы в сторону Стерлитамака

По знакомой нам уже дороге едем до объездной трассы Стерлитамака. Минуем северный въезд в город, затем второй перекресток и на третьем перекрестке уходим направо, по указателю на Стерлибашево. Проезжаем село насквозь по центральной дороге, никуда не сворачивая. Через 12 километров, напротив первых домов деревни Артюховка, поворачиваем направо по дороге через плотину небольшого пруда. За плотиной снова поворачиваем направо и едем в обратном направлении, вверх по течению речки Тятер. Через 6 километров будет еще один пруд, за которым уже хорошо видна первая достопримечательность маршрута – Никольская церковь, или Николо-Бондаревский храм.


Никольская церковь


Никольская церковь была построена в 1873 году на средства местного помещика Н. В. Бондаревского, выходца из Польши, что объясняет столь странные архитектурные мотивы сооружения. Примечательно и то, что храм имел два престола, расположенных один над другим. Первый – во имя Николая Чудотворца, а второй – в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Когда-то на этом месте было большое село Васильевка, или иначе Бондаревское, исчезнувшее в 60–70-е годы прошлого века. Многие жители окрестных сел изъявили желание поселиться здесь, чтобы восстановить исчезнувшее поселение. При храме планируется открытие мужского монастыря.



Построенная в конце XIX века и, как многие другие, попавшая в богоборческую мельницу, сегодня церковь активно реставрируется. Совершенно уникальное по архитектуре здание возведено в католическо-византийском стиле, прекрасно сочетает в себе традиции культовой архитектуры Запада и Востока. На главной башне храма, именуемой костел, даже установлен муляж часов, что совершенно не характерно для нашего региона.


Село Зобово

Следующая достопримечательность ждет нас уже в Оренбургской области. Выезжаем обратно на асфальт и едем дальше в первоначальном направлении, оставляя справа села Айдарали и Тятер-Арасланово. На развилке перед Яшерганово поворачиваем налево, в сторону села Айтуган. Проезжаем небольшие населенные пункты Кутуево и Зерикло, расположенные уже в Оренбуржье, и оказываемся на Т-образном перекрестке. Поворачиваем направо, через 3,5 километра, на таком же перекрестке, снова направо и еще через 4,5 километра прямиком попадаем в центр села Зобово, основанного крестьянами-переселен- цами более 200 лет назад. Время здесь словно остановилось, да так и не поймешь, в какой эпохе. Село ведет свою историю с 1809 года, а название получило от фамилии первого поселенца Нестора Зобова. Когда-то оно было известно на всю округу своими мастерами по катанию валенок и кузнецами. Сегодня главная достопримечательность села – храм святого великомученика Димитрия Солунского. Точную дату постройки установить сложно, но, несмотря на солидный возраст сооружения, кирпичная кладка прекрасно сохранилась.

После осмотра храма возвращаемся назад, до последнего перекрестка, где проезжаем прямо в направлении села Путятино, за которым проложена хорошая асфальтированная дорога до села Сарманай. С нее придется свернуть направо на мост через Дему. За мостом – грунтовая дорога в Дубровку и дальше в Софиевку. Здесь начинается весьма своеобразная территория. «Что в ней своеобразного?» – спросите вы. Попробую ответить.


Софиевка

Дело в том, что на этой территории, несмотря на действующее законодательство, введено прямое атаманское правление и многие бытовые и административные вопросы решаются при непосредственном участии казачьего атамана. История оренбургского казачества, которое, кстати, в царской России было третьим по численности после донского и кубанского и вторым по старшинству, тесно связана с основанием Уфы.




В 1574 году, после вхождения Башкирии в состав России, воевода Михаил Нагой обосновал Уфимское укрепление. С 1586 года Уфа – город и административный центр Уфимского уезда, главный опорный пункт на землях башкир. Построенные тогда же города Мензелинск, Бирск, Елабуга, Оса и несколько укреплений выше Самары, по берегам реки Большой Черемшан, возведенных в 1638 году, образовали в 1655 году Старую Закамскую линию, охранявшуюся стрельцами и городовыми служилыми казаками. В начале XVIII века эта линия была усилена постройкой Алексеевского и Сергиевского укреплений и в них была переведена часть самарских городовых казаков и потомков смоленской шляхты. Яицкие казаки основали в 1725 году Сакмарский городок. В 1731–1736 годах параллельно этой линии была построена Новая Закамская линия по реке Сок, которая и была заселена ландмилицион- ными полками, формировавшимися из казаков-однодворцев и части городовых казаков старой линии. С переходом в 1734 году в русское подданство киргиз-кайсаков Малой и Средней орды были построены на реке Орь крепость и город Оренбург. В следующем году началась постройка укреплений с севера, со стороны Сибири. К 1739 году все земли, населенные башкирами, оказались окруженными кольцом укрепленных городков. (По материалам «Википедии»)


Но дело тут даже не в казаках, а в потомках населяющих эту местность староверов – так называемых кулугуров. Отличием этой ветви старообрядцев, помимо религиозных различий, связанных с неприятием церковной иерархии, является отрицание алкоголя, курения, сквернословия. Иное отношение к семейным традициям, быту, труду, особенно в наше время, способно творить чудеса, и это заметно с первых минут пребывания в укромном уголке Оренбуржья. Местные жители неохотно говорят на эту тему, утверждая, что живут как все, но на прилавках магазинов вы действительно не встретите столь привычного для нас пива и сигарет, а их речь никогда не будет нарушена нецензурной бранью. На лицах женщин отсутствует косметика, а может, она просто не столь броска, как мы к этому привыкли. Кругом царит идеальная чистота и порядок, рядом со старинными бревенчатыми домами блестят новенькими стеклопакетами современные коттеджи, возле которых порой припаркованы не самые дешевые автомобили.


Кулугуры – прозвище староверов-федосеевцев, проживавших в Казани и ее пределах в конце XVII века. Приверженцы Феодосия Васильева были в свое время самым крупным «беспоповским согласием» – течением старообрядцев, отвергавших духовенство. Иногда кулугуров сравнивают с мормонами. Действительно, у них много общего: отсутствие церковной иерархии, убеждение, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме. Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.


На страницах местных газет и интернет-сайтов можно найти статьи даже о наказаниях за пьянство в виде публичной порки плетьми, приведенных в исполнение – ни больше ни меньше – самим атаманом. Как мне показалось, отношение к приезжим здесь вполне добродушное, но немного настороженное. В этот маленький мирок «государства в государстве» входит четыре населенных пункта: Софиевка, где находится центр казачьего правления, Дубровка, а также поселения со странными названиями Река Дема и Луна. Туда мы и направимся.

На перекрестке двух центральных улиц в Софиевке повернем налево, чуть не доезжая моста через реку Дему, и поедем до одноименного поселка. Река Дема на первый взгляд напоминает совсем не глухое уральское селение с традиционной разрухой, а опрятный пригород какого-нибудь европейского городка. Шикарные новые дома, магазины, детские площадки и деревянная церковь, как на картинке, приводят в недоумение и восторг.


Луна

Но даже такие эмоции меркнут, когда мы попадаем в поселок с космическим названием Луна, который даже на картах не обозначен. Иначе как культурным шоком это не назовешь. Посреди в общем-то безрадостной степи, подобно то ли оазису, то ли миражу в пустыне, на берегу невесть откуда взявшегося пруда возник чудо-городок с крепостными стенами, башнями, беседками, мостами и ветряной мельницей. Первое время даже пропадает ощущение реальности – настолько неожиданно и впечатляюще предстает это рукотворное чудо перед глазами.

Я путешествовал в этих местах с друзьями. Сначала мы подумали, что это какой-то туристский объект, а поскольку солнце клонилось к закату, решили поискать там гостиницу. Как ни странно, ее в поселке не оказалось, а местные жители сказали, что чудо-городок можно осмотреть, оставив машину перед открытыми воротами, но предупредили, чтобы не сорили на территории. Думаю, ни у одного здравомыслящего человека не возникнет мысль бросить мусор там, где просто невозможно найти окурок или пустую бутылку, где царит абсолютная чистота. И все это при полном отсутствии привычных для нас табличек и плакатов с призывами к чистоте.




Тем не менее заночевать на берегу этого сказочного пруда нам все-таки удалось. Такую возможность предоставил хозяин сказочного царства Николай Федорович Жабин, сделавший все для возрождения умирающего поселка Луна. Помимо зоны отдыха Николай Федорович построил церковь в Дубровке и небольшую часовню на ее окраине. Причем не выбрал для возведения последней готовый удобный участок на склоне горы, а буквально отвоевал землю у природы, отсыпав дамбу на непригодном для строительства болоте. А голая, как колено, степь в округе теперь засаживается деревьями ценных пород. Как бы хотелось повсеместно наблюдать такое отношение к природе и методы хозяйствования на земле.


Дорога домой

Обратный путь до Уфы пролегает через уже знакомое нам село Сарманай, до которого от Луны проложена хорошая асфальтированная дорога. Попасть туда проще простого: выезжаем в прежнем направлении на Т-образный перекресток и едем до первого поворота налево, откуда Сарманай будет хорошо виден.


Интересное и нужное рядом